ЛОМАТЬ, ЧТОБЫ СТРОИТЬ!

Рост и развитие современного мегаполиса невозможны без реновации территорий – сноса аварийных строений, перепрофилирования нерационально используемых площадей, вывода промышленных предприятий за пределы городской застройки. Поэтому снос или демонтаж старых зданий давно уже стали одним из основных этапов начала нового строительства, без которого не могут появиться современные жилые дома и другие объекты инфраструктуры.

Но поскольку эти процессы связаны с проведением сложных и ответственных работ, а также с повышенным уровнем опасности, доверять их выполнение можно только профессионалам, имеющим практический опыт реализации таких проектов. О некоторых особенностях деятельности по сносу и демонтажу строений мы попросили рассказать Олега Сергеевича ЮЖАКОВА – коммерческого директора специализированной компании «Техно-Диггер», являющейся членом Европейской ассоциации по сносу «EDA» (European Demolition Association).

articles 200 01– Олег Сергеевич, какова наиболее распространённая причина сноса?

– В наши дни плотность городской застройки и цены на земельные участки делают снос или демонтаж строений необходимой процедурой. Это единственный выход, если здание или сооружение признано аварийным, морально устарело или просто не устраивает нового собственника. Даже в том случае, когда конструктив здания и его площадь соответствуют будущим целям и задачам собственников, чаще всего требуется серьёзная реконструкция, которая начинается с внутреннего локального демонтажа всех элементов, не влияющих на безопасность и устойчивость здания в целом. Ещё одна из причин – вынос промышленных зон за пределы города.

– Почему так мало компаний, специализирующихся на демонтаже зданий?

– На самом деле их не так уж и мало. Много молодых организаций, рекламирующих свои услуги в этом направлении. Но количество действительно опытных компаний, способных комплексно решать вопросы с ликвидацией каких бы то ни было строений и сооружений, на данный момент не превышает и 10. Демонтаж зданий, строений, сооружений считается одним из наиболее опасных видов строительных работ, требующих высокой квалификации специалистов, вдумчивого подхода, применения нестандартных инженерных решений, наличия специализированной техники и оборудования. Неправильный подход к процессу сноса или демонтажа может привести к различным негативным последствиям, наиболее частые из которых: некорректно оформленная документация, оставленные в земле части старых зданий, непреднамеренное повреждение близлежащих строений, несчастные случаи, нарушение правил перемещения и утилизации отходов и многое другое. Все это неизбежно ведёт к наложению существенных штрафных санкций, перерасходу бюджета и срыву запланированных сроков реализации новых инвестиционных проектов, а как следствие, к упущенной выгоде. Поэтому доверять снос и демонтаж зданий можно только профессионалам.

– С чего начинается снос здания или сооружения?

articles 200 02– Прежде чем начать снос здания, необходимо провести целый комплекс подготовительных работ. В зависимости от сложности проекта только на процедуру подготовки и согласования документации у большинства компаний в среднем уходит от 2 до 4 месяцев, поскольку время рассмотрения и форма предоставления документации в согласующих учреждениях строго регламентированы. Но если знать все нюансы работы, не допускать ошибок и запускать максимум процессов параллельно, можно существенно сократить общую продолжительность этих работ. Компания «Техно-Диггер» уже давно занимается реновацией городских территорий, поэтому хорошо известна всем учреждениям и организациям, участвующим в процессе согласования документации на проведение работ по сносу зданий, что позволяет получить полный комплект необходимых документов в среднем на 1 месяц раньше положенного срока.

– Какие документы необходимы для сноса?

– Сначала готовится календарный план – график производства работ, в котором детально указываются этапы производства, время выполнения, ответственные лица и т.д. Это позволяет максимально эффективно организовать рабочий процесс и запустить несколько этапов одновременно. Необхо-димо заранее предусмотреть не только каким образом и когда будет проводиться демонтаж, но и куда вывозить мусор, полученный в результате сноса.

Чтобы иметь максимум информации о строениях, подлежащих сносу, проводится их полное обследование и формируется техническое заключение, содержащее в себе исчерпывающую информацию о характеристиках и текущем состоянии объекта. Поскольку процесс обращения с отходами строго контролируется государством, необходимо заранее указать не только количество, но и место размещения всех видов отходов. Для этого на основании технического заключения разрабатывается и регистрируется «Технологический регламент процесса обращения с отходами строительства и сноса», в котором указываются их виды, класс опасности, объём образования, место утилизации или переработки.

articles 200 03Проведённое обследование состояния конструктивных элементов здания и других его особенностей позволяет нам выбрать оптимальную технологию сноса. Каждый сносимый объект требует индивидуального подхода в вопросе выбора инженерного решения, применяемого оборудования и последовательности выполнения ра-бот. Для этого разрабатываются проект организации работ (ПОР) по сносу со стройгенпланом (СГП) и проект производства работ (ППР), где детально указано, каким образом, с использованием каких механизмов и в какой последовательности будет производиться демонтаж здания или сооружения. Поскольку процесс демонтажа, как и процесс строительства, влияют на транспортное сообщение, разрабатывается проект организации дорожного движения (ПОДД), который также необходимо согласовать. Стройгенплан на снос согласовывается с множеством учреждений, в первую очередь с балансодержателями инженерных сетей, располагающихся в зоне производства работ. Кроме того, необходимо разработать раздел проекта «Дендрология», который детально описывает работу с зелёными насаждениями.

Это ещё не полный перечень работ с документацией, позволяющей получить ордер на право производства работ, при наличии которого можно приступать к сносу. Когда дело касается демонтажа особо опасных и секретных объектов, присутствуют опасные вещества или вблизи зоны производства работ расположена станция метрополитена, то перечень необходимых к подготовке документов существенно увеличивается. Зачастую для заказчика важно, чтобы организация, которой он доверил демонтаж зданий, могла взять на себя ответственность за выполнение полного комплекса работ, поскольку это, как правило, обходится ему значительно дешевле, чем поэтапная реализация проекта.

– Каким образом выполняется демонтаж зданий?

articles 200 04– Все зависит от типа строения, высоты, особенностей конструктивных элементов, месторасположения, временного ограничения и многого другого. Он может быть полным, частичным или локальным (внутренним). По отношению к сносимым объектам высотой более 30 м используют термин «высотный демонтаж». Полный демонтаж – это когда объект разрушается полностью, включая наземную и подземную часть. Частичный – когда демонтажу подлежит только часть строения, например, та, что построена незаконно. Внутренний (локальный) – чаще всего используется при реконструкции зданий, когда требуется произвести демонтаж внутренних элементов, за исключением несущих конструктивную нагрузку.

Что касается способа производства работ, то тут можно выделить несколько основных, чаще всего используемых в нашей работе: механизированный, ручной и комбинированный. Механизированный способ используется для полной очистки территорий от всех типов производственных, складских, жилых, административных зданий и строений, предполагает использование тяжёлой специализированной техники – экскаваторов (обычных и разрушителей с удлинённой стрелой, различным навесным оборудованием в виде гидромолота и гидроножниц), применяемых для разрушения прочных монолитных железобетонных конструкций. К ручному способу прибегают в тех случаях, когда требуется произвести аккуратную поэлементную разборку конструкций здания или сооружения там, где применение тяжёлой техники невозможно. Ручная разборка производится с использованием различного спецоборудования, инструментов и средств малой механизации, включая демонтажных роботов, мини-спецтехнику и т.д. Например, при демонтаже монолитных ЖБИ используется оборудование алмазной резки бетона. К комбинированному способу прибегают в том случае, когда часть работы можно выполнить только вручную, поскольку использование тяжёлой техники невозможно из-за наличия опасной зоны, в которой могут оказаться люди или близлежащие сооружения. Демонтаж комбинированным способом, как правило, реализуется в два этапа: сначала ручная разборка, а уже потом в ход идёт тяжёлая техника, когда риск от её использования сведён к минимуму.

– Что происходит с мусором, полученным при сносе?

articles 200 05– Несмотря на большое количество видов отходов и класс опасности, их условно можно разделить на 2 категории – пригодные для переработки и подлежащие утилизации. До 90% всех отходов, полученных в результате сноса (бетон, кирпич, стекло, металл), подлежат переработке и вторичному использованию, остальные – утилизируются на спецполигонах. Если количество отходов бетона и кирпича велико, то мы организуем процесс переработки (рециклинг) непосредственно на строительной площадке с использованием мобильных дробильно-сортировочных комплексов. Что существенно снижает временные и финансовые затраты всех участников проекта. С учётом того, что при сносе в среднем 70% всех затрат приходится на вывоз и утилизацию отходов – выгода очевидна.

– Кто чаще всего пользуется услугами сноса зданий?

– В основном инвесторы и девелоперские компании, которым после приобретения площадки и перед началом нового строительства требуется произвести полную ликвидацию старых зданий и сооружений. В таких случаях нам же поручают полностью подготовить площадку под строительство. Обращаются к нам застройщики и генподрядные компании, которым необходимо обеспечить реализацию проекта строительства «под ключ», не имеющие опыта работ в проведении сноса или демонтажа; а также собственники территорий, если по каким-либо причинам существующее строение мешает их дальнейшему развитию. Мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда здание или строение, расположенное на территории собственника, является незаконным и препятствует осуществлению сделок с участком, на котором оно расположено.

На самом деле, многие могут снести здание, но мало кто знает, как это сделать максимально безопасно, быстро и недорого.
В нашей работе на первом месте всегда стоит безопасность, на втором – сроки, на третьем – цена вопроса. Были в нашей практике случаи, когда приходилось включаться в проект по ходу его реализации, завершать выполнение работ, которые доверили новичкам. К сожалению, не все заказчики понимают сложность процесса сноса и при выборе исполнителя принимают решения, опираясь лишь на критерий «чем меньше стоит – тем лучше». Что в итоге приводит к увеличению бюджета и потере времени.

– Самые знаковые для вашей компании проекты?

– В нашей практике были проекты, реализация которых требовала разработки особо сложных инженерных решений. Один из них – демонтаж мачты панорамных лифтов высотой 167,5 метров, расположенной между башнями «Восток» и «Запад» комплекса «Федерация» на территории ММДЦ «Москва-Сити». Задача заключалась в том, чтобы безопасно, быстро и незаметно демонтировать ж/б конструкцию из прочного высокоармированного бетона без превышения допустимого уровня шума. Совместно с  генеральным конструктором проекта «Thornton Tomasetti» мы разработали и согласовали детальный проект производства работ. Была спроектирована, изготовлена и смонтирована уникальная система грузоподъёмных механизмов, с помощью которой осуществлялся спуск нескольких тысяч демонтированных фрагментов, каждый весом более 2 тонн. Реализация проекта выполнялась круглосуточно в 3 смены на протяжении 5 месяцев.

Менее сложные, но не менее ответственные проекты предполагали снос незаконно возведённой части функционирующего здания, не подлежащего демонтажу. Сложность реализации таких проектов заключается в том, что нашим сотрудникам зачастую приходится выполнять вручную «ювелирную» работу по разделению здания на две части до того момента, пока не появляется возможность пустить в ход спецтехнику.

– Спасибо за содержательную беседу!

ООО «Техно-Диггер»
тел.: +7 (495) 7777 925
e-mail:Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
www.tdigger.ru

№233 Октябрь 2017
тема: автоматизация