Правительством подготовлена обновлённая Стратегия развития лесного комплекса до 2030 года

Как пишет пресс-служба кабмина, вице-премьер Виктория Абрамченко в понедельник, 25 января, на оперативном совещании, проводимом председателем правительства Михаилом Мишустиным, рассказала о новой Стратегии развития лесного комплекса России.

обновлённая Стратегия развития лесного комплекса

По словам В. Абрамченко, правительством подготовлена обновлённая Стратегия развития лесного комплекса до 2030 года.

«Это часть большой системной работы, которую мы проводим во исполнение поручений Президента по декриминализации и по развитию лесного комплекса.

Стратегия впервые объединила две составляющие – экономическую, которая связана с переработкой леса, и природоохранную, экологическую, связанную с воспроизводством лесных ресурсов. Удалось сбалансировать интересы лесного хозяйства и лесной промышленности. Наша цель – сформировать экономически эффективную отрасль», - пояснила вице-премьер.

 По её словам, обновлённия в Лесной комплекс уже вносятся, и планируется, что дальнейшее развитие самого комплекса пойдёт в несколько этапов.

«Первое. Это повышение прозрачности отрасли за счёт цифровизации, внедрения отраслевых информационных систем. В единой государственной информационной системе мы связываем все цепочки движения древесины посредством электронных сопроводительных документов – от заготовки на делянке и складирования до переработки или вывоза за пределы Российской Федерации.

При выявлении нестыковок в сведениях об объёме заготовки или в других характеристиках сделки с древесиной будут невозможны. На первом этапе мы уже модернизировали существующую информационную систему – ЛесЕГАИС. С 1 января этого года проводится эксперимент по внедрению системы прослеживаемости за движением древесины, и к этому эксперименту уже подключились крупнейшие участники рынка.

На втором этапе мы планируем создать единый электронный лесной реестр, который объединит сведения о качественных, количественных характеристиках как лесов, так и лесных земель. Таким образом, цифровизация отрасли позволит навести порядок в данных об использовании лесов и лесных ресурсов, обеспечит прозрачность оборота лесоматериалов, поможет эффективно пресекать серые схемы торговли лесоматериалами и древесиной.

Второе. Внедрение федерального лесного надзора для предотвращения лесонарушений. Мы планируем наделить Рослесхоз надзорной функцией в отношении лесов. В субъектах Российской Федерации появятся главные федеральные государственные лесные инспекторы. Мы усилим материально-техническое оснащение сотрудников лесной охраны, они смогут использовать беспилотные летательные аппараты, материалы дистанционного зондирования Земли, фото- и видеофиксации, анализировать информацию о лесопользовании с помощью доступа к данным различных государственных информационных систем. Это позволит значительно снизить ущерб от незаконных рубок и других лесонарушений, которые достигают в год несколько десятков миллиардов рублей.

Третье. Стратегия закрепляет переход к интенсивной модели ведения лесного хозяйства. Это означает, что мы повышаем экономику заготовки древесины не за счёт вовлечения в рубку новых лесных земель, а благодаря эффективной организации выборочных рубок и уходу за лесами. Прогрессивные технологии ухода за лесом позволят получить в два раза больше древесины с единицы площади при одновременном достижении заданных параметров воспроизводства лесов.

Четвёртое. Стратегия нацелена на изменение ситуации в лесном планировании и лесоустройстве. Планируется передать функции по осуществлению лесоустройства на землях лесного фонда на федеральный уровень, повысить интенсивность лесоустроительных работ, установить требования к исполнителям и их ответственность за проделанную работу. Таким образом, к 2030 году обеспечим актуальными материалами лесоустройства всю территорию экономически доступных лесов России, это порядка 300 млн гектаров. Это позволит эффективно управлять лесами, повысить доходность от использования лесных ресурсов и обеспечить планирование лесохозяйственных мероприятий.

Пятое. Одно из важнейших направлений новой стратегии – пересмотр подходов к восстановлению лесов. Мы уже накопили более 35 млн гектаров, на которых не проведено лесовосстановление, и ежегодно опаздываем на 450 тыс. гектаров. Данную ситуацию необходимо переломить. Поэтому в стратегии предусматриваем усиление роли региональных государственных лесохозяйственных учреждений, которые должны стать профессиональными исполнителями лесохозяйственных работ, в том числе работ по компенсационному лесовосстановлению. Это позволит уже к 2024 году качественно восстанавливать 100% вырубленных или погибших лесных насаждений.

Шестое. Мы должны обеспечить эффективный контроль за лесопользованием и обеспечить справедливый доступ к сырьевой базе. Лесопромышленники уже сегодня жалуются на невозможность получить лесные участки для развития инвестиционных проектов, а проблема усугубляется, если к реализации планируется межрегиональный инвестиционный проект. Поэтому мы предусматриваем поэтапную централизацию полномочий по предоставлению лесных участков, в том числе в целях реализации приоритетных инвестиционных проектов. Кроме того, пересмотрим правила предоставления таких лесных участков и одновременно проверим ранее заключённые договоры аренды на предмет выполнения требований лесного законодательства. С нарушителями предлагается договоры расторгать, а новые договоры на заготовку древесины заключать с компаниями, которые имеют мощности по переработке древесины.

Седьмое. Новые меры стимулирования для развития инфраструктуры. При реализации крупных инвестиционных проектов предусматриваем меры поддержки для строительства инфраструктуры, например лесных дорог. Это позволит повысить доступность лесов, в том числе для борьбы с лесными пожарами на удалённых территориях.

Восьмое. Стимулирование спроса на продукцию из древесины внутри страны. При переориентации промышленности на создание продуктов с высокой добавленной стоимостью, а не на вывоз круглых лесоматериалов необходимо заложить меры стимулирования спроса на продукцию из древесины. Одной из мер станет развитие деревянного домостроения, о чём Вы сказали, Михаил Владимирович, за счёт строительства жилых домов и объектов социально-культурного назначения с использованием деревянных конструкций в объёме не менее 20%. Ещё один пример – это развитие альтернативной энергетики и зелёной экономики в части использования отходов лесной промышленности в качестве биоэнергетического сырья. В отдалённых регионах это будет способствовать переводу муниципальных котельных с мазута и угля на альтернативные древесные виды биотоплива, такие как пеллеты.

Девятое. В увязке с федеральным проектом «Сохранение лесов» нацпроекта «Экология» предусматриваем мероприятия по научно-технической модернизации лесного комплекса. Научная составляющая крайне важна для объективной оценки роли российских лесов и их вклада в поглощение углерода, регулирование климатических процессов и достижение глобальных целей Парижского соглашения.

Реализация стратегии позволит существенно изменить ландшафт лесного комплекса. Благодаря системе комплексных мер произойдёт увеличение доходности отрасли за счёт создания наиболее благоприятных условий для внутренней переработки лесных ресурсов и потребления продукции, как следствие – увеличение вклада лесного сектора в ВВП страны вдвое от сегодняшнего уровня. В целом добавленная стоимость, создаваемая лесным комплексом, должна возрасти более чем на 70%.

Предлагаемые подходы в совокупности с мерами по ограничению экспорта круглых лесоматериалов и продукции низкого передела должны сформировать новый облик отечественного рынка товаров и услуг лесного комплекса. Мы сможем увеличить объёмы производства пиломатериалов на 55%, древесно-стружечных плит – на 30%, фанеры – на 40%, бумаги и картона – на 30% и деревянных домокомплектов – на 60%. При этом мы сохраним и восстановим лесные ресурсы – достояние и гордость нашей страны. Лесистость территории Российской Федерации возрастёт на 3%.

Предлагаемая редакция стратегии, в отличие от действующей, содержит ежегодные показатели, о достижении которых ответственные федеральные органы будут регулярно докладывать в Правительство. На основании этих данных мы сможем оперативно принимать решения и корректировать государственные меры поддержки для выполнения всех показателей».

Как уточнила Виктория Абрамченко, для проработки стратегии были привлечены все заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и представители российской науки. Также дополнительно было запрошено запросили мнение ФСБ России, Счётной палаты, Федерального Собрания и из субъектов Российской Федерации.

После рассмотрения стратегии на заседании правительства уже в этот четверг, авторы примутся за подготовку детального плана по её реализации.


ПРЕДЛОЖЕНИЕ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ от журнала ТОЧКА ОПОРЫ

Предложение о сотрудничестве


Приглашаем вас принять участие в публикации интервью / статьи / новости о вашей компании в номерах российского делового журнала ТОЧКА ОПОРЫ.

Если вы хотите:

  • достойно представить свой бизнес;
  • сообщить о новых направлениях вашей деятельности;
  • заявить о себе как о преуспевающем игроке на рынке;
  • поделиться успехами, достижениями, опытом;
  • найти потенциальных покупателей своей продукции;

то мы будем рады вам помочь!

Закажите размещение в печатной версии журнала ТОЧКА ОПОРЫ, и ваша статья БЕСПЛАТНО появится на страницах электронной версии. А это значит, что о вашей компании узнает огромное количество интернет-пользователей и ваших потенциальных покупателей!

Также мы предлагаем:

  • Размещение баннерной рекламы на сайте;
  • Размещение вашей статьи/новости в ежедневной новостной рассылке с количеством подписчиков 17 тыс.
  • Размещение вашей новости/статьи/заметки/интервью/видеоинтервью на сайте

РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ

РЕКЛАМА НА САЙТЕ

АРХИВ ЖУРНАЛА

№290 Февраль 2024
тема: строительство

 

22032024 помним