Институт длиною в жизнь
Семья — главная ценность, но долгожданный штамп в паспорте — это вовсе не финишная черта, а старт нового пути, на котором непременно будет немало испытаний, главное из которых — воспитание детей, пишет газета «Новое поколение».
Не надо воспитывать детей, воспитывайте самих себя
9 мая в стенах Caspian University прошел Большой семейный форум, главной темой которого было укрепление семейных ценностей. Среди ключевых спикеров были три международных эксперта, шесть специалистов в области психологии семейных отношений и воспитания детей, а также 20 консультантов по семейным отношениям, воспитанию детей, конфликтологии, астрологии и нумерологии.
Открыла форум Марина Таргакова — психотерапевт мирового уровня, автор книг и семинаров на тему семейных взаимоотношений и воспитания детей, почетный профессор Академии гуманной педагогики, президент общественного объединения Razum Life. Тема ее презентации — «Окна в мир ребенка. Мальчики и девочки. Особенности воспитания», в которой она рассказала, как справляться с негативными эмоциями детей, как избавиться от чувства вины за ошибки прошлого, а также раскрыла много других важных аспектов в формировании ребенка как личности и семьи в целом.
В начале своего выступления спикер сделала большой акцент на том, что каждый человек индивидуален и единого рецепта на все случаи жизни нет.
«Как правило, два ребенка в одной семье воспитываются в одинаковой среде: питание, условия, методики воспитания и так далее. Однако при этом редко можно увидеть симметричное развитие. Одни дети более шустрые, другие — более тихие.
Конечно, каждый родитель мечтает о том, чтобы ребенок смог реализовать весь тот потенциал, который у него есть. Однако так получается не всегда, чему есть ряд причин. Каждый ребенок индивидуален, а это означает, что выбранный подход, показавший хороший результат с первым чадом, может оказаться неэффективным при воспитании второго.
Как говорит великий педагог и психолог современности Шалва Александрович Амонашвили, воспитание — это «в» «ось» «питания». То есть каждая беседа — это питание какой-то оси в ребенке. А образование — это тот образ, благодаря которому преобразуется жизнь человека. Приведу пример. Если мы говорим: «У всех дети как дети, а у меня…», то мы питаем ось зависти. «У тебя руки не оттуда растут» — это ось неуверенности и страха. Здесь нужно понимать, что, общаясь как с детьми, так и с окружающими, но о детях, мы дорисовываем наших детей. И лучше это делать именно в положительном русле», — говорит Таргакова.
По мнению спикера, проблема многих родителей заключается в том, что они в процессе воспитания детей постоянно делают замечания. Понятно, что делается это не в укор, а для того, чтобы ребенок в дальнейшем смог избежать каких-то серьезных жизненных ошибок. Но для самих детей такое окружение — не лучший помощник в формировании личности. Если человеку все время говорить, что он свинья, то рано или поздно он захрюкает. Если говорить, что он гораздо лучше, чем на самом деле, то он будет стремиться к этой планке, чтобы оправдать доверие. То есть даже если ребенок на самом деле «будет ниже приведенной оценки», у него будет желание подняться до соответствующего уровня. При этом порицательный подход чаще дает обратный эффект.
«Кто образовывался, когда ему читали нотации? Если родители будут постоянно давить на ребенка длинными лекциями о том, что тот должен и обязан, то вряд ли он усвоит основную мысль. Ребенок просто будет терпеть. Кивать, ждать, когда нотации закончатся. И наоборот, если дать ему шанс проявить себя, то результат может превзойти все ожидания», — говорит Таргакова.
Спикер привела пример из жизни Шалвы Александровича, который в школьные годы учился очень плохо. Однако все изменилось с приходом новой учительницы, которая обратила внимание на отстающего ученика, но не стала читать нотации о том, что он должен лучше учиться, а разбудила в нем интерес к учебе.
«Просмотрев плохо написанную контрольную, учитель произнесла: «Какой у тебя поэтичный взгляд». Школьник даже не понял, о чем именно идет речь. Подошел к зеркалу и стал искать в своем отражении тот самый «поэтичный взгляд». Позже педагог пригласила мальчика в театр, дала ему возможность поверить в то, что он может гораздо больше. Может развиваться. Не надо воспитывать детей, воспитывайте самих себя», — сказала Таргакова.
Чем тише, тем ближе
В своем выступлении психотерапевт поясняет, что мы питаем оси своих детей и воспитываем друг друга постоянно, даже когда не контактируем. Если ребенок видит, что мама все время уставшая и замученная, это тоже воспитание. Он смотрит на родителей глазами общества — это и есть то самое образование, которое нельзя упускать из виду.
«Не надо обманываться и думать, что ребенок станет умным когда-то потом, когда окончит вуз и получит высшее образование. Образование он получает каждый день, и от того, как ведут себя родители, определяется, будет это образование «высшим» или «низшим». Нужно суметь развить в ребенке высшее качество — характер. Именно он, а не наличие дипломов позволит открыть многие двери.
Родители должны держать в голове, что процесс воспитания непрерывен. У нас с вами должно быть чуточку больше мудрости для того, чтобы найти творческий способ выйти из любого штопора», — говорит эксперт.
Спикер поделилось инструментом, который позволяет наладить связь между родителем и ребенком. Суть приема заключается в том, что нужно давать возможность детям чувствовать себя по-взрослому значимыми.
«В буквальном смысле нужно подходить к ребенку и спрашивать: «Если бы ты был(а) моей мамой, как бы поступил(а) в данной ситуации?». Это нужно сделать, чтобы ребенок понял, что до него хотят донести», — советует Таргакова.
Отдельный ключик к благополучию в семье и хорошим отношениям с детьми заключается в том, как именно доносить до них информацию. Делать это лучше нашептыванием.
«Что такое наука? Наука — это «на» «ухо». Самые важные и сокровенные вещи должны звучать «на ухо». Мы же все делаем наоборот. Чаще эти самые важные вещи мы пытаемся донести посредством крика или повышения тона. Ошибка! Таким образом ничего донести не получится. Ребенок либо «сожмется» и в таком состоянии ничего воспринимать не будет, либо наоборот — «закипит», что также не является состоянием, в котором усваивается информация.
Люди признаются в любви практически шепотом, никто не делает признание криком. Все сокровенное мы говорим на ухо», — считает Таргакова.
Спикер отметила, что такой подход позволяет решить разом целый ряд семейных проблем. В частности, больным местом во многих многодетных семьях является дефицит персонального внимания. Его сложно чем-то компенсировать или заполнить полностью. Однако, общаясь «на ухо», даже передовая малый объем информации, можно заполнить эту персональную пустоту.
Трансформация будущего
Эксперт советует провести с детьми эксперимент, который наглядно показывает, как речь и звуковые вибрации могут влиять на результат.
Для этого нужно насыпать в три одинаковые банка зерно и залить его водой. Потом обращаться к зернам по-разному. Зернам из первой банки говорить, что они хорошие и должны вырасти крепкими. Зерна из второй банки следует постоянно ругать. Из третьей — игнорировать. Уже через короткий промежуток времени в первой банке должны появиться ростки. В той банке, в которой зерна ругали, вода должна помутнеть и стать черной. В третьей банке, оставшейся без внимания, результат должен быть схожим с тем, что и во второй.
«То же самое происходит и с детьми. Если не обращать внимание на ребенка, то не стоит ждать, что будет что-то хорошее. Живую энергию никакой смартфон не заменит. Когда ребенку больно, он не хватается за планшет или другой гаджет, а бежит к родителям, живым людям. Это заложено природой.
Для того, чтобы дети приходили к родителям не только когда плохо и в приоритет ставили живое общение, вместо виртуальных игр достаточно создать интересную для них среду. То есть общаться на интересующие темы, рассказывать интересные истории. В этом случае проблема борьбы с гаджетами исчезнет сама собой», — утверждает Таргакова.
Также психотерапевт отметила, что, несмотря на формирование единой оси, мальчиков и девочек необходимо воспитывать по-разному: девочкам нужны внимание и забота, а мальчики развиваются, когда преодолевают трудности.
Еще одним интересным гостем Большого семейного форума была Екатерина Кузьмина. Та самая «сказка в моей жизни» из песни Владимира Кузьмина, которая звучала из всех динамиков в начале 2000-х.
Женщина рассказала о самых непростых этапах в их семье, ведь пара пережила три развода. В заключение она сконцентрировала внимание гостей форума на том, что не нужно пытаться кого-то переделывать, загонять в свои критерии «правильного». Попытки таких трансформаций чаще всего и приводят к ухудшению отношений или даже к распаду.
Следующий большой блок был выделен Александру Хакимову — известному писателю, философу и мудрецу современности. В своем выступлении он раскрыл тему семейных ценностей и того, как можно эволюционировать, прибегая к духовным практикам.
Закрывающим форум спикером был ученый, исследователь, автор книг, философ и кандидат наук Вадим Тунеев. Его лекции и семинары на протяжении 25 лет с аншлагами проходят по всему миру и собирают многочисленную аудиторию людей, ищущих баланс между всеми сферами жизни и достигающих успеха в профессиональной деятельности. Собрать полный зал Caspian University удалось и в этот раз. Одной из важных тем, на которые рассуждал Тунеев, стал вопрос, как выжить и преуспеть в эпоху перемен, не выгорая и не впадая в отчаяние.
Несмотря на то, что встреча проходила в День Победы, был полный зал. Во время перерывов специалисты консультировали всех желающих на самые разнообразные темы. Люди обменивались личным опытом и, естественно, приобретали новые знания, которые делают институт семьи намного крепче, а будущее детей — светлее.
Газета «Новое поколение»
Алексей Мальченко. Фото автора