ВСЁ ИДЕАЛЬНО! НО НЕ ТАНЦЕВАЛЬНО...

Все мы на себе испытали, что звук на танцполе бывает хороший, когда не успел зайти в клуб, а тело само начинает двигаться в такт музыке, и плохой, когда бьёт по голове, давит на уши, не слышно самого себя, не говоря уже о соседе. Кто отвечает за звук? Звукорежиссёр. Но только ли человеческий фактор является залогом хорошего «танцевального» звука? Сделаем попытку разобраться в этом. Рассмотрим идеальный вариант монтажа клубной акустики: владелец клуба приобрёл высококачественную звукотехническую аппаратуру, строители сделали грамотную акустическую обработку зала, архитектор дал возможность, а дизайнер разрешил развесить все колонки там, где им положено быть по теории акустики, звукоинженер грамотно спроектировал, установил и скоммутировал систему, звукорежиссёр настроил аппаратуру. А звук плохой… Не танцевальный… В чём же дело? За ответом на этот вопрос мы обратились к одному из ведущих московских специалистов по монтажу клубного звука Виталию СВЕРДЛОВУ (клубы Птюч, Цеппелин, Шамбала, Зима-Лето…, XIII, Гауди, 30/7 и др.)

Все мы на себе испытали, что звук на танцполе бывает хороший, когда не успел зайти в клуб, а тело само начинает двигаться в такт музыке, и плохой, когда бьёт по голове, давит на уши, не слышно самого себя, не говоря уже о соседе. Кто отвечает за звук? Звукорежиссёр. Но только ли человеческий фактор является залогом хорошего «танцевального» звука? Сделаем попытку разобраться в этом.

Рассмотрим идеальный вариант монтажа клубной акустики: владелец клуба приобрёл высококачественную звукотехническую аппаратуру, строители сделали грамотную акустическую обработку зала, архитектор дал возможность, а дизайнер разрешил развесить все колонки там, где им положено быть по теории акустики, звукоинженер грамотно спроектировал, установил и скоммутировал систему, звукорежиссёр настроил аппаратуру. А звук плохой… Не танцевальный… В чём же дело?

За ответом на этот вопрос мы обратились к одному из ведущих московских специалистов по монтажу клубного звука Виталию СВЕРДЛОВУ (клубы Птюч, Цеппелин, Шамбала, Зима-Лето…, XIII, Гауди, 30/7 и др.)

 

- Вообще причин может быть много, но одна из них лично для меня наиболее обидна. Приведу историю из жизни. Хозяин клуба пожаловался, что у него на танцполе плохой звук. Клубный звукорежиссёр, хороший профессионал, на мою просьбу «покажи аппарат» поставил песню «Hotel California». Отличный звук, никаких проблем. Дальше поставили CD с обычным клубным mix. Включили – звук действительно плохой: давления нет, но на уши давит, звук не громкий, а общаться нельзя. Выстроили звук так, чтобы находящемуся на танцполе человеку стало комфортно и танцевально. После этого опять поставили «Hotel California» – звучит плохо.

 

- А почему же звукорежиссёр сразу не настраивает аппарат на клубный mix?

- Дело в том, что клубная музыка среди профессиональных звукорежиссёров вообще не считается музыкой. Увы, но часто на вопрос «Почему «Hotel California» звучит, а клубный mix не звучит?» отвечают «Потому что клубный mix – это вообще не музыка!». Соответствующим образом, настраивая аппарат и проверяя его, звукорежиссёр обычно ставит «Hotel California» или другую традиционную музыку.

 

- Но ведь в клубах-то звучит всё-таки клубная музыка!

- Это так, но профессиональные звукорежиссёры привыкли работать с традиционной музыкой: классика, джаз, блюз, диско, рок. Эти абсолютно разные жанры имеют один принцип построения и звучания. Традиционная музыка рассчитана на то, чтобы её слушали. А клубная создана для того, чтобы под неё танцевали. Она направлена не столько на уши и сердце, сколько на физиологическую составляющую человека, она задаёт ритм и драйв для танца.

У современной клубной музыки и традиционной – разный спектральный состав, т.е. соотношение высоких, средних и низких частот. Так в классике, роке, джазе, диско этот состав приблизительно одинаковый. В современной же электронной и танцевальной музыке спектральный состав серьёзно отличается от состава в музыке традиционной. В то же время, с технической точки зрения, различные стили клубной музыки имеют очень близкий характер.

Различия в технических характеристиках музыки диктуют свои требования к аппаратуре и, самое главное, к её настройке. При проектировании звуковой системы надо учитывать, на какую музыку она рассчитана. В принципе, требования к «клубной» настройке звука выразил один мой знакомый французский ди-джей, который определяет звук на танцполе как «танцевально» или «не танцевально».

Ещё чтобы добиться «танцевальности» звучания, помимо грамотной настройки, необходимо звуковое давление. Даже если взять высококачественный, хорошо настроенный аппарат ценой в сотни тысяч долларов, его может оказаться «мало»: не будет хватать общей мощности, звукового давления, а ещё точнее – физического ощущения давления. На танцполе хороший звук должен тебя охватывать, ты должен, чувствовать звуковое давление всем телом.

 

- Получается, что высококачественная дорогая аппаратура с недостаточным давлением для человека, находящегося на танцполе, звучит хуже, чем даже низкокачественный дешёвый аналог, но создающий достаточное давление?

- Ну это несколько утрированно, но, по сути, верно. Примеров можно привести множество.

 

- Если я правильно поняла, основной закон клубной звукорежиссуры заключается в грамотном соотношении настройки аппаратуры и создании достаточного давления на танцполе.

- Упрощенно говоря, да.

 

- Тогда почему этот закон не применяется на практике во всех клубах?

- Основная причина это всё-таки деньги. Как показывает практика, почти невозможно убедить хозяина в том, что раз он строит танцевальный клуб, то он должен потратиться на то, чтобы купить ДОСТАТОЧНО звука. В дизайн могут вкладываться миллионы, а звук и свет - по остаточному принципу. Так что настраивать просто нечего.

Ещё одна проблема – дизайнеры. На моей памяти не было ни одного клуба, где бы при создании дизайн-проекта учитывались колонки, а ведь это очень немаленькие ящики. Вот и приходится ставить колонки не туда, где они должны быть, а впихивать, куда позволяет дизайн. Очевидно, что на звуке это отражается далеко не в лучшую сторону.

Ну и последний, но один из самых важных моментов. Кто настраивает клубные аппараты? Хороший профессиональный звукорежиссёр, обладающий знаниями, опытом и навыками работы. Он воспитан на Моцарте, Чайковском, Шнитке, Pink Floyd и Beatles, он не понимает современную клубную музыку, не любит и не чувствует её. Звукорежиссер – живой человек, он всегда настраивает звук под себя, под то звучание, которое он понимает и принимает, которое для него комфортно.

Как-то раз один из лучших отечественных звукорежиссёров по работе с джазом Марк Золотарь стоял за звукорежиссёрским пультом на концерте группы «Коррозия металла», исполнявшей тяжёлый металл. Музыканты группы так оценили его работу «Как мы ни рубили, всё равно джаз получается», что являлось и комплиментом и, в то же время недостатком, так как он полностью изменил смысл тяжёлой музыки, и музыканты не получили должного звучания.

 

- Существуют специальные цифровые приборы и компьютерные программы для настройки зала, которыми может воспользоваться любой звукорежиссёр, поставив опции «клуб» в настройках. Можно ли настроить танцевальный звук с помощью компьютера?

- Нет. Бытует заблуждение, что если купить приборы и программу для настройки зала, выставить нужную линейную частотную характеристику, то автоматически появится требуемый звук. Но ни в одну программу не реально внести все характеристики зала, и ни один прибор не может измерить эмоциональные составляющие звука. Программа это всего лишь инструмент. Ван-Гог и Вася Пупкин могут пользоваться одинаковыми кистями, результат только разный.

Программы и приборы служат для первичной настройки, устранения наиболее ярких огрехов взаимодействия аппарата и зала, и для экономии времени. А дальше в работу вступают уши и опыт звукорежиссёра, без которых любой компьютер и любая программа безполезны.

 

- Может ли ди-джей, как специалист, в клубной музыке, настроить клубный звук?

- Ди-джей – всего лишь индикатор, и то только после того, как звукорежиссёр настроил аппаратуру. Не обладающий ни профессиональным образованием, ни опытом в звукорежиссуре ди-джей не в состоянии настроить аппаратуру. Однако если звукорежиссёр уважает ди-джея и прислушивается к его мнению, что, увы, встречается не часто, при одновременной работе звукорежиссёра и ди-джея результат может получиться значительно ближе к оптимальному.

 

- Неужели нет профессиональных звукорежиссёров, которые перешли из «классиков» и «рокеров» в «рэйверы»?

- На Западе, где уже давно сложились традиции клубной культуры, таких много, у нас же можно пересчитать на пальцах одной руки. Когда в России сложится своя традиция клубной культуры, то неизбежно появятся отечественные профессиональные звукорежиссёры, работающие с клубной музыкой, для которых Дэвид Моралес будет таким же авторитетом как Джон Леннон.

 

- А пока мы вынуждены «импортировать» специалистов?

- Можно пойти и по такому пути. Если уж мы приглашаем в Россию экспертов в области менеджмента, консалтинга, маркетинга, то почему бы не пригласить профессионалов в области звукорежиссуры клубной музыки? Но стоит ли?

 

- Скажите, а где в России можно научиться именно клубной звукорежиссуре?

- К сожалению пока нигде.

 

- Напоследок задам давно интересующий меня вопрос: почему на рок концертах, куда люди приходят слушать, а не танцевать, музыка не просто давит, а бьёт в солнечное сплетение?

- Сейчас в мире, если брать исполнение на площадках (стадион, концертный зал, клуб), соотношение клубной к традиционной музыке составляет, наверное, девять к одному. Человек, привыкший слушать музыку на определённой громкости, более тихое звучание не воспринимает. Поэтому на рок концерте звукорежиссёры «догоняют» музыку до более громкого, но принимаемого большинством уровня. Ну и кроме того, в восприятии современной рок-музыки, физиологическая составляющая звука тоже достаточно велика. Так что если бочка бьёт в солнечное сплетение, значит хороший аппарат и хорошо настроен.

 

Считаю необходимым добавить, Виталий Свердлов – это человек, живущий клубной жизнью, знающий её, любящий и болеющий душой за то, чтобы в России сформировалась своя клубная культура. Видимо, в этом тоже секрет его профессионализма. Все-таки чудес не бывает. Хочешь стать профессионалом в каком-либо вопросе – полюби его, живи им, и помни, что не боги горшки обжигают.


ПРЕДЛОЖЕНИЕ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ от журнала ТОЧКА ОПОРЫ

Предложение о сотрудничестве


Приглашаем вас принять участие в публикации интервью / статьи / новости о вашей компании в номерах российского делового журнала ТОЧКА ОПОРЫ.

Если вы хотите:

  • достойно представить свой бизнес;
  • сообщить о новых направлениях вашей деятельности;
  • заявить о себе как о преуспевающем игроке на рынке;
  • поделиться успехами, достижениями, опытом;
  • найти потенциальных покупателей своей продукции;

то мы будем рады вам помочь!

Закажите размещение в печатной версии журнала ТОЧКА ОПОРЫ, и ваша статья БЕСПЛАТНО появится на страницах электронной версии. А это значит, что о вашей компании узнает огромное количество интернет-пользователей и ваших потенциальных покупателей!

Также мы предлагаем:

  • Размещение баннерной рекламы на сайте;
  • Размещение вашей статьи/новости в ежедневной новостной рассылке с количеством подписчиков 17 тыс.
  • Размещение вашей новости/статьи/заметки/интервью/видеоинтервью на сайте

РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ

РЕКЛАМА НА САЙТЕ

АРХИВ ЖУРНАЛА

№292 Апрель 2024
тема: тэк