ПОЛНАЯ ГВАДЕЛУПА – РАЗВЕ ОБ ЭТОМ МЕЧТАЮТ РОССИЙСКИЕ НЕМЦЫ?

Кто такие российские немцы? О чём они мечтают? Что их объединяет? Поехали бы они в немецкую республику в случае её восстановления? Как правильно называть немцев, проживающих в России? Являются ли они самостоятельным народом? Эти и ещё 70 схожих по тематике вопросов стали основой общероссийского этносоциологического мониторинга, проведенного Международной ассоциацией исследователей истории и культуры российских немцев совместно с Международным союзом немецкой культуры по заказу Министерства регионального развития РФ и Министерства внутренних дел ФРГ.

Продолжаем, дорогие наши читатели, серию публикаций одного из самых ярких и самобытных писателей и публицистов Евразии – Александра ФИТЦА, который ныне работает колумнистом еженедельника «Русская Германия/Русский Берлин» в Мюнхене. См. http://www.to-info.ru/page.aspx?id=38

 

Александр ФИТЦ (Alexander Fitz) родился в Казахстане, работал в Узбекистане и в Москве, а с 1999 года живёт на своей исторической родине в Германии. Его заслуги в России отмечены особо. В 1987г. Указом Президента РФ В.В.Путина «За особый вклад в установлении культурных связей между Германией и Россией» награждён серебряной медалью А.С.Пушкина. Годом раньше отмечен «Золотой Есенинской медалью» СП России. В 2008 г. удостоен «Золотого пера Московии» СП России, а в 2009г. – «Золотой медали Андрея Платонова».


Книги Александра ФИТЦА «Боль в наследство», «Путешествие на Землю», «Судьба – российский немец», «Возвращение блудного немца», «Письмо канцлеру», другие выходили в Ташкенте, Москве и Берлине. Ныне живет в Мюнхене.

 

 

ПОЛНАЯ ГВАДЕЛУПА – РАЗВЕ ОБ ЭТОМ МЕЧТАЮТ РОССИЙСКИЕ НЕМЦЫ?


Кто такие российские немцы? О чём они мечтают? Что их объединяет? Поехали бы они в немецкую республику в случае её восстановления? Как правильно называть немцев, проживающих в России? Являются ли они самостоятельным народом? Эти и ещё 70 схожих по тематике вопросов стали основой общероссийского этносоциологического мониторинга, проведенного Международной ассоциацией исследователей истории и культуры российских немцев совместно с Международным союзом немецкой культуры по заказу Министерства регионального развития РФ и Министерства внутренних дел ФРГ.

 

В ходе мониторинга, результаты которого обобщены в марте 2010 года, было опрошено 1500 российских немцев, проживающих во всех федеральных округах России. Одним из главных итогов этого исследования можно считать то, что тема восстановления Немецкой республики на Волге для российских немцев по-прежнему актуальна. Так, более 86% респондентов знают о том, что до 1941 года существовала АССР немцев Поволжья. При этом две трети респондентов относятся к идее её восстановления положительно и только 9% – отрицательно. В случае восстановления в республику готово переехать 21,7% опрошенных, 40,1% не хотят туда переезжать, а 38,2% ещё не уверены, какое решение примут.


По мнению участвовавшего в мониторинге эксперта в области этносоциологии Владислава Курске (Vladislav Kurske), «очевидное несоответствие между желанием восстановить автономию и неготовностью туда переехать объясняется стремлением к исторической справедливости и неясностью перспектив этнокультурного развития немецкого народа в местах нынешнего проживания». Он также отметил следующее: «22-процентный миграционный потенциал – довольно высокий показатель. К примеру, о желании переехать в Германию заявило менее 19 процентов респондентов, что свидетельствует о том, что Поволжье сохраняет свою значимость и притягательность как «историческая колыбель» целого поколения российских немцев, воспринимается ими как родина и альтернатива выезду в ФРГ. Если говорить в абсолютных числах, то возможных мигрантов, как сказал господин Курске, может быть более 120 000 человек. Этого вполне достаточно для обретения регионом ярко выраженного «немецкого элемента» в структуре населения и культурном облике».


Следует отметить энтузиазм, с которым к идее переезда в Поволжье отнеслось молодое поколение российских немцев. Так, в возрасте от 25 до 29 лет «переехать на Волгу в случае восстановления республики» готовы более 30% молодых респондентов. Это свидетельствует о том, что тиражируемое официальными структурами мнение о якобы устаревании идеи воссоздания Немецкой республики и даже её ненужности в корне неверно и не отвечает чаяниям народа.


Нужно также учитывать, что в опросе участвовали не только потомки немцев Поволжья, но также потомки немцев Волыни, Причерноморья, Крыма, Кавказа, Сибири и других регионов ранее компактного проживания этноса. Кстати, 38,3% опрошенных заявили, что российские немцы являются самостоятельным народом, 41,2% посчитали, что это не так, а остальные затруднились определить статус своей этнической группы.


На вопрос «Как правильно следует называть немцев, проживающих в России?» ответы распределились следующим образом: «российские немцы» – 50,1%, «русские немцы» – 18,2%, «немцы России» – 16,2%, «поволжские немцы» – 11,5%, «советские немцы» – 1,6%, «другое» – 2,1% и «затрудняюсь ответить» – 0,3%.


На вопрос: «Укажите, что объединяет российских немцев в единую этническую общность, выбрав из списка предложенных вариантов три позиции?» наиболее значимыми признаками по мнению респондентов оказались: «Историческая судьба» – 70%, «Общая культура» – 55%, «Немецкий язык» – 46%.


Не пришли респонденты к единому мнению, что считать родным языком российских немцев – группу диалектов или литературный немецкий.


А вот религия, психология, место проживания для опрошенных имеют второстепенное значение (по 17%). Довольно большое число людей (15%) указали, что российских немцев объединяют общественные организации. Но в целом складывается впечатление, что российским немцам легче ответить на вопрос, что их отличает от других национальностей, нежели найти признаки собственной общности. В какой-то степени объяснить это можно тем, что их предки прибыли в Россию из различных государств Европы и жили в различных регионах Российской империи, а затем СССР.


Комментируя итоги мониторинга, историк, сотрудник Гейдельбергского университета доктор философии Виктор Кригер (Viktor Krieger) заметил, что, если бы в опросе участвовали также немцы Казахстана и республик Средней Азии, а их там проживает порядка 300 тысяч, то его результаты были бы для противников восстановления республики в Поволжье еще более сокрушительны. По его мнению, минимум 70 процентов немцев, проживающих там, готовы сменить адрес в случае воссоздания республики.


Он также отметил, что российские немцы продолжают ощущать свой приниженный общественно-политический статус в сравнении с другими народами Российской Федерации. И если бы не многолетнее разочарование в политике официальных властей Советского Союза, а ныне РФ, их ничем не мотивированное нежелание восстановить историческую справедливость и полностью реабилитировать российских немцев, то готовность переехать на Волгу выразили бы не 21,7% опрошенных, а минимум в два раза больше.


Я же хочу обратить внимание на иной, как мне видится, знаковый момент этносоциологического мониторинга. Дело в том, что проводили его далеко не сторонники, а скорее противники восстановления республики на Волге, к каковым относятся нынешние руководители Министерства регионального развития РФ и Международного союза немецкой культуры. С чем это связано? В то, что у них диаметрально изменилось отношение к необходимости возвращения российским немцам их родного дома, верится с трудом.


Значит, причина в ином. Конечно, можно предположить, что между Берлином и Москвой достигнуто некое соглашение по этому вопросу. Что Кремль хочет упредить по неофициальным сведениям готовящееся обращение ряда общественно-политических организаций российских немцев в международные правовые инстанции с настоятельной просьбой помочь, наконец, решить проблему окончательной реабилитации народа, подвергнутого геноциду.


Впрочем, не будем гадать, единственно отметим, что вопрос окончательной реабилитации российских немцев и для правительства РФ и для правительства ФРГ остается чем-то вроде занозы. Это, конечно, не смертельно, но она может вызвать нагноение.


Ну а теперь, уважаемые читатели, поделившись с вами итогами общероссийского этносоциологического мониторинга, я просто обязан передать привет, а заодно послать жаркий воздушный поцелуй ансамблю противников восстановления республики, под управлением председателя комитета Государственной думы РФ по делам национальностей коммуниста Валентина Купцова и замминистра регионального развития РФ демократа Максима Травникова. А ещё приветы с поцелуями (воздушными) посылаю звонкоголосым подпевалам этого ансамбля – доктору, профессору, заведующему кафедрой Саратовского госуниверситета Аркаше Герману, яростно-упёрто, противящемуся восстановлению республики и отрицающему факт геноцида российских немцев, а заодно его подельнику – шефу Международного Союза немецкой культуры Генри Мартенсу.


Вообще-то факт геноцида профессор Аркаша отрицает, как он говорит, вынуждено, руководствуясь не своими интересами, а, стремясь помочь российским немцам. Да, да не удивляйтесь. Именно помочь, т.к., если В.В.Путин или Д.А.Медведев прознают, что он факт геноцида даже про себя, т.е. внутренне поддерживает, то моментально  распорядятся прекратить выделять деньги на исследования истории российских немцев.


Вот такой жертвенный и безкорыстный наш Аркаша. Я бы даже сказал новый Фридрих  Гааз[1], которому в Москве, в Малом Казенном переулке памятник стоит. Сто лет назад установили. Аркаше, подозреваю, тоже что-нибудь установят и ни в переулке, а в приемной президента России и, естественно, канцлера Германии. А почему нет?


А разве Генри Мартенс памятника не достоин? Еще как достоин! Он чем руководит? Он руководит Международным Союзом немецкой культуры. А где находится этот Союз? В Москве находится, а не в каком-нибудь Сыктывкаре, Пандым-Югане или Воркуте, куда российских немцев ссылали, а сегодня называют местами их компактного проживания.


Но Генри не там, а в Москве культуру-мультуру продвигает. Причем, напомню, не просто немецкую, а международную. Простую каждый сможет, а вот немецкую, да в Первопрестольной… А вы ему республику, с намеком: туда переедешь. Куда? На Волгу!? Он что «бо-бо»? Нет, Генри не «бо-бо». И Межправительственная российско-германская комиссия по проблемам российских немцев тоже не «бо-бо». Я точно знаю. Поэтому ей тоже шлю свой пламенный привет и тридцать пять воздушных поцелуев. Почему тридцать пять? А потому, что восхищен ею. Двадцать лет эта комиссия занимается «содействием в восстановлении государственности российских немцев». Деньжищ через себя пропустила – намерено, заседаний-банкетов провела – несчитано. А результат – пшик. Хотя это для вас пшик, а для чиновника – высшая оценка. Что-то вроде 10 баллов, если по шкале фигурного катания.


Начальство, которое в центре Москвы и в центре Берлина, довольно ею несказанно. Ну и они собой тоже, но не очень.


Почему? А потому, что хочется в Москве расположить не только международный центр немецкой культуры, но ещё и гваделупской. В первый раз о такой слышите? Верю. Но это, как говорится, ваши проблемы. А наши – действовать и развивать гваделупскую культуру. Строить школы для детишек-гвадулупян, проводить песенные и танцевальные фестивали, изучать их  историю, прокладывать дороги, заботиться о стариках-гваделупцах, издавать литературу. Впрочем, что я перечисляю. Ознакомьтесь с протоколом любого из заседаний Межправительственной российско-германской комиссии и сами поймете подо что и как можно деньги гваделупить, т.е. вполне официально из госбюджетов изымать. А вы тут со своей республикой. Господи, ведь, если её восстановят, то полный каюк и жирная фенита. И не только Аркаше с Генри, за них я почему-то спокоен, а целому сонму чиновников, утративших инстинкт выживания в условиях, когда не нужно самим зарабатывать ни на новые джип, ни на старинный антиквар…


Конечно, в условиях капитализма, как мы знаем, человек человеку волк и саблезубый тигр, но не на столько, чтобы взять и, возвратив незаконно отобранное, а попутно честное имя народу, лишить себя и себе подобных возможности безнаказанно гваделупить.


Ну, а в заключение, по совету одного из создателей общественно-политического движения «Видергебурт», историка-демографа Виктора Дизендорфа хочу спросить у профессора Аркаши Германа и главного культуртрегера Генри Мартенса, проводивших этот самый общероссийский этносоциологический мониторинг: как они расценивают его итоги, в свете своих многолетних  выступлений против восстановления Немреспублики на Волге? А то ведь повторяется известная история: взвод (народ) шагает не в ногу, а один поручик (научные корифеи) всегда в ногу.

 

Александр ФИТЦ,

Мюнхен

 


[1] Фридрих Йозеф Гааз (4.9.1780-16.8.1853) – русский врач немецкого происхождения, филантроп, известный под именем «святой доктор». В 1909 году Федору Петровичу, как его звали в России, во дворе бывшей «Гаазовской больницы» (Полицейской больницы) был установлен бюст работы скульптора Н.А.Андреева. На памятнике – девиз доктора Газа: «Спешите делать добро».


ПРЕДЛОЖЕНИЕ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ от журнала ТОЧКА ОПОРЫ

Предложение о сотрудничестве


Приглашаем вас принять участие в публикации интервью / статьи / новости о вашей компании в номерах российского делового журнала ТОЧКА ОПОРЫ.

Если вы хотите:

  • достойно представить свой бизнес;
  • сообщить о новых направлениях вашей деятельности;
  • заявить о себе как о преуспевающем игроке на рынке;
  • поделиться успехами, достижениями, опытом;
  • найти потенциальных покупателей своей продукции;

то мы будем рады вам помочь!

Закажите размещение в печатной версии журнала ТОЧКА ОПОРЫ, и ваша статья БЕСПЛАТНО появится на страницах электронной версии. А это значит, что о вашей компании узнает огромное количество интернет-пользователей и ваших потенциальных покупателей!

Также мы предлагаем:

  • Размещение баннерной рекламы на сайте;
  • Размещение вашей статьи/новости в ежедневной новостной рассылке с количеством подписчиков 17 тыс.
  • Размещение вашей новости/статьи/заметки/интервью/видеоинтервью на сайте

РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ

РЕКЛАМА НА САЙТЕ

АРХИВ ЖУРНАЛА

№292 Апрель 2024
тема: тэк